Ц
Ц

К 45-летию Тазовского районного архива

Прошлое хранится не только в памяти и традициях народа, но и в документах, являющихся неотъемлемой частью его историко-культурного наследия. С давних времен такие документы собирались в специальных хранилищах, которые по Указу Петра Первого c 1712 г. в России стали называть архивами.

Главным предназначением архивов является сохранение истории в первозданном виде – в виде документов, которые отражают как жизнь определенного региона в целом, так и сведения о его жителях. Только в архиве, прикоснувшись к подлинному документу, можно почувствовать дыхание веков, получить ответ на тот или иной волнующий исторический вопрос, получить свидетельства из жизненной и трудовой биографии того или иного человека, обеспечить социальные и имущественные права с помощью архивной справки и многое другое.

Жизнь каждого человека многолика, неповторима, но, к сожалению, очень быстротечна. Архивный документ даже текущего исторического периода имеет большую научную и социальную ценность, которая с течением времени только возрастает. Как смогут составить подлинную картину современного периода наши потомки? Конечно же, с помощью архивов и хранящихся в них первоисточников, так же, как и мы сегодня узнаем о событиях давних лет из бережно сохраняемых документальных памятников.

Муниципальные архивы России – это большая часть системы хранилищ документальной памяти истории – Государственного Архивного фонда Российской Федерации. Одним из муниципальных архивов является и Тазовский, который был создан решением исполнительного комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся «Об изменениях в штатах и сети архивных учреждений области».

Первой заведующей районным архивом была назначена Петрунина Мария Николаевна. В последующие годы районным архивом руководили: Чудиновская Валентина Степановна, Алексеева Зинаида Александровна, Фролова Надежда Николаевна, Долгих Людмила Александровна, Ямкина Нэлли Нассовна, Макарова Вера Антоновна, Харючи Надежда Антоновна, Артемчук Любовь Георгиевна, Жданов Евгений Владимирович. 1 ноября 2012 г. на должность начальника архивного отдела назначена Есина Ирина Юрьевна.

В 1968 г. районный архив занимался только сбором и упорядочением документов, которые откладывались в результате деятельности организаций и предприятий района. В районе в этот период не было помещения для архивного хранения документов, и поэтому до 1983 г. документы постоянного хранения передавались в государственный архив Ямало-Ненецкого автономного округа г. Салехард, где в настоящее время хранятся документы Тазовского райисполкома, сельских Советов, инспектуры госстатистики, Тазовского рыбозавода.

В 1983 г. было выделено помещение для районного архива. Это был небольшой деревянный домик с печным отоплением. Архив располагал хранилищем и рабочей комнатой. Хранилище было оборудовано металлическими стеллажами. С января 1983 г. документы предприятий и организаций района стали поступать на хранение в Тазовский районный государственный архив.
В декабре 1991 г. в связи с прекращением полномочий исполнительного комитета Тазовского районного Совета народных депутатов в ходе формирования новой структуры исполнительной власти, в соответствии с распоряжением администрации района было утверждено Положение об отделе по делам архивов при распорядительно-контрольном управлении администрации района. Будучи самостоятельным структурным подразделением администрации района, отдел выполнял функции органа управления архивным делом в районе.

29 декабря 2012 г. постановлением Главы Тазовского района утверждено Положение об отделе по делам архивов (муниципальном архиве) Администрации Тазовского района.
За период деятельности архивного отдела Администрации Тазовского района сложился постоянный высококвалифицированный коллектив сотрудников, в котором трудятся 5 специалистов, профессионально исполняющих возложенные на них обязанности.

Поскольку основной носитель информации, хранящейся в архиве, - это бумага, необходимо соблюдать требования пожарной безопасности и охранного режима, создавать оптимальные условия для ее хранения: обеспечивать нормативные температуру, влажность, санитарно-гигиенические и световой режимы, при соблюдении которых бумажный носитель сохраняется очень долго.

До октября 2010 г. районный архив располагался в приспособленных помещениях деревянных зданий, что нарушало требования, предъявляемые к хранению архивных документов. С ноября 2010 г. архивный отдел занимает приспособленное помещение частично соответствующее требованиям, предъявляемым к архивохранилищам, на первом этаже трехэтажного жилого дома в капитальном исполнении по адресу: п. Тазовский, ул. Пушкина, д.10. Здесь оборудованы 2 архивохранилища, читальный зал для работы исследователей, выставочный холл и рабочие кабинеты.

Фонды архивного отдела содержат документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в деятельности районных органов представительной и исполнительной власти советского и постсоветского периодов, органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, науки, промышленности, акционерных обществ и других предприятий, по документам которых исполняются запросы тематического характера.

На 1 января 2013 г. в муниципальном архиве образованы 80 фондов, в которых хранится 17637 документов постоянного хранения и по личному составу за 1934-2011 годы и фонд фотодокументов, который насчитывает 547 единиц хранения черно-белых и цветных позитивов, на которых запечатлены наиболее значимые события социально-экономической и культурной жизни Тазовского района.

С 1991 г. муниципальный архив комплектуется документами личного происхождения. Образованы 3 фонда и 2 коллекции документов, включающих 310 единиц хранения. Этой работе придается большое значение, так как эти документы отражают различные события, факты через личное, субъективное восприятие конкретных людей.

Для общего ознакомления с составом и содержанием фондов архива подготовлен краткий справочник по фондам муниципального архива Администрации Тазовского района, составлены предметно-тематическая картотека на фотодокументы и именная на документы личного происхождения.

В архиве ведутся три электронных базы данных по документам Архивного фонда Российской Федерации: «Архивный фонд», картотека распоряжений (постановлений) Администрации района, картотека решений райисполкома.

В настоящее время 42 организации района являются источниками комплектования муниципального архива. Сотрудники архива оказывают делопроизводителям организаций методическую помощь в разработке положений об экспертных комиссиях, инструкций по делопроизводству, составлению номенклатур и описей дел, организуют семинары и индивидуальные консультации.

Использование архивных документов является одним из основных направлений архивного учреждения. Документы, как хранящиеся в архивах, так и ежедневно создаваемые в процессе деятельности учреждений и организаций района содержат ценные сведения о различных сторонах жизни общества.

Архивисты оказывают помощь исследователям: учащимся, студентам, научным работникам, педагогам, представителям прессы, работникам предприятий и организаций в поиске интересующей их информации и выдаче по ним архивных копий и выписок.

В связи с поступлением на архивное хранение документов по личному составу от ликвидированных предприятий возросла социальная функция архива. На основании документов по личному составу, находящихся на хранении в муниципальном архиве, по запросам граждан и органов пенсионного обеспечения выдаются архивные справки о подтверждении трудового и северного стажа, заработной плате. Сотрудниками отдела исполняется в год более полутора тысяч социально-правовых запросов.

В целях знакомства с архивом, составом и содержанием архивных документов, находящихся на хранении, для учащихся школ района, работников архивов организаций и предприятий ежегодно организуются экскурсии в муниципальный архив, готовятся выставки и экспозиции, посвященные памятным и знаменательным датам нашего района.

С 2005 г. специалисты архива проводят работу по подготовке к изданию буклета «Календарь памятных дат Тазовского района», в котором представлены наиболее значимые факты и события из жизни района и его жителей.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2012 года № 86-ЗАО «О наделении органов местного са-моуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном ок¬руге отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области архивного дела», отдел наделен отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, находящихся на территории муниципального образования, являющихся государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа.

За последние годы значительно улучшилась материально-техническая база архива, были приобретены выставочные витрины, металлические стеллажи, специальное оборудование для хранения учетных документов, компьютерная и множительная техника, оборудование для подшивки документов.

Юбилейная дата муниципального архива – это праздник и для ответственных за ведение делопроизводства и архива в организациях, учреждениях, структурных подразделениях Администрации района, благодаря кропотливому труду которых и сохраняются документы.

45 лет – возраст для архива небольшой, но за это время архивистами района сделано немало для сохранения исторической памяти народа, запечатлённой в документах от незаметных деталей до выдающихся событий. Своим трудом коллектив муниципального архива сохраняет живую связь времён, сберегая для будущих поколений истину, ведь без знания прошлого, невозможно строить будущее!

И.Ю. Есина, начальник отдела по делам архивов Администрации Тазовского района

Версия для слабовидящих